Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ Венозного КРОВООБРАЩЕНИЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Дата: 16 мая 2013 в 21:23, Обновлено 10 сентября 2014 в 11:49

САФОНОВ ЛЕОНИД ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ВЕНОЗНОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНОЙ ГИПОДИНАМИИ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСШИХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Венозная система конечностей, особенно нижних, представляет наибольшую по объёму часть сосудистого русла. Сумма площадей поперечного сечения вен в несколько раз превышает сечение питающих конечности артерий. Большую роль в возникновении синдрома венозной недостаточности играет длительная (свыше четырёх часов) гиподинамия, особенно в условиях повышенной температуры окружающей среды. Длительные авиаперелёты и автобусные переезды способствуют венозному застою нижних конечностей, особенно у спортсменов, чей вид спорта связан с повышенной нагрузкой на венозное русло нижних конечностей.

Разработка мер профилактики венозной недостаточности нижних конечностей у спортсменов высших категорий явилась основным направлением нашего исследования.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Определить функциональное состояние венозного кровообращения нижних конечностей у спортсменов высших категорий после длительного авиаперелёта или переезда на автобусе и разработать методы активной профилактики нарушений венозного кровообращения нижних конечностей в этих условиях.

Впервые показано, что венозная недостаточность нижних конечностей различной степени выраженности у спортсменов высших квалификаций приводит к снижению общей и специальной спортивной работоспособности.

Впервые определена совокупность факторов, приводящих к нарушению венозного кровообращения нижних конечностей у спортсменов высших квалификаций, при длительном авиаперелёте или переезде на автобусе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Разработан комплекс мероприятий для профилактики нарушений венозного кровообращения нижних конечностей, возникающих вследствие длительной гиподинамии в условиях авиаперелёта или переезда на автобусе у спортсменов высших квалификаций, с помощью комплекса фармакотерапевтических мер и специально разработанного двигательного режима.

Это позволило значительно уменьшить число случаев проявления венозной недостаточности нижних конечностей и её осложнений, которые влекут за собой снижение спортивной работоспособности вплоть до полного прекращения занятия спортом.

У спортсменов, чей вид спорта связан с выраженной ортостатической нагрузкой, отмечена более высокая частота патологических изменений со стороны венозной системы нижних конечностей.

Разработана эффективная схема профилактики нарушений венозного кровообращения у спортсменов высших категорий, включающая в себя специальные методики двигательной активности, фармакотерапии и комплекс режимных мероприятий в условиях длительного авиаперелёта или переезда на автобусе.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на международной конференции по системной энзимотерапии в С-Петербурге,

2002 г., конференции для тренеров сборных команд России на заключительном этапе подготовки к играм XXVII Олимпиады 2000г., Итоговой конференции ВНИИФК в 2003 году.

Библиографический указатель включает 229 наименований, в том числе 122 работы зарубежных авторов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Работа проводилась на базе Всероссийского Научно-исследовательского Института Физической Культуры и Спорта, Городской Клинической больницы №61 и Врачебно-физкультурном диспансере №1 города Москвы, а также на спортивных базах г. Москвы в период с 1998 по 2003 годы.

Исследования проводились до и после соревновательных нагрузок, до и после длительных авиаперелётов или автобусных переездов. Исследования проводились за 24 часа до соревнований и переезда или авиаперелёта и через три часа после завершения соревнований и переезда или авиаперелёта. Длительность переезда или авиаперелёта составляла свыше 6 часов. Перед исследованием в течение суток исключались массаж, использование фармакологических средств, влияющих на гемодинамику, физиотерапевтические процедуры на нижних конечностях.

Были использованы следующие методы исследования:

1. Комплексное клиническое обследование с привлечением узких специалистов (хирурга, травматолога-ортопеда, терапевта, специалистов по функциональной диагностике, невропатолога и других специалистов по показаниям).

2. Лабораторное исследование показателей свёртывающей системы крови и физико-химических свойств крови.

3. Определение клинических признаков начальных этапов хронической венозной недостаточности нижних конечностей.

4. Ультрасонография сосудов нижних конечностей с использованием аппарата «Пантера-2002» (фирма «В&К Medical», Дания).

5. Проведение опроса спортсменов, тренерского состава и врачей команд.

6. Статистическая обработка полученных результатов.

Ультрасонография сосудов нижних конечностей выполнялась с использованием прямого и импульсного допплеровского сигнала, цветового энергетического и динамического картирования, на основании чего была получена достоверная информация о состоянии периферической венозной системы у спортсмена. Данные исследования проводились на сканере "Пантера-2002" (фирма "В&К Medical", Дания). Для получения дополнительных субъективных данных о состоянии спортсменов и наблюдений врачей команд проводилось личное собеседование с ними.

От врачей команд была также получена дополнительная информация о проявлении венозной недостаточности нижних конечностей у спортсменов во время и после длительных авиаперелётов и переездов на автобусе.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Функциональное состояние системы гемокоагуляции и реологические свойства крови у спортсменов в различные периоды спортивной активности и в различных условиях.

Были исследованы показатели системы свёртывания крови (АЧТВ, ТВ, ПВ, время свёртывания цельной крови, концентрация фибриногена) у спортсменов различных видов спорта до и после соревнований.

Полученные данные свидетельствуют о том, что после спортивной нагрузки у спортсменов обеих групп изменяются показатели свёртывающей системы крови.

Наибольшие изменения показателей гемокоагуляции наблюдаются у спортсменов, чей вид спорта связан с выраженной ортостатической нагрузкой.

Следовательно, можно констатировать, что длительный переезд на автобусе или авиаперелёт в условиях длительной гиподинамии, оказывает влияние на состояние гемокоагуляции у спортсменов. По сравнению с исходным уровнем исследуемых показателей гемокоагуляции (до переезда).

Клинические признаки венозной недостаточности нижних конечностей у спортсменов до и после длительного авиаперелёта или переезда на автобусе.

Таким образом, в результате переезда или авиаперелёта длительностью свыше 6 часов во всех исследуемых группах наблюдается значительное увеличение количества спортсменов с выявленными объективными и субъективными признаками венозной недостаточности нижних конечностей, что свидетельствует о перегрузке венозной системы нижних конечностей под воздействием ряда неблагоприятных факторов, вызванных длительной гиподинамией в малокомфортных условиях. Следует отметить, что в группе спортсменов, чей вид спорта связан с выраженной ортостатической нагрузкой, до переезда и авиаперелета было выявлено большее количество спортсменов с объективными и субъективными признаками венозной недостаточности нижних конечностей, чем в группе спортсменов, чей вид спорта с такой нагрузкой не связан.

Также было установлено увеличение рефлюкс-индекса по подколенной вене у спортсменов исследуемых групп после длительного авиаперелёта или переезда на автобусе по сравнению с его исходными значениями (до перелёта или переезда).

Следовательно, на основании данных, полученных в результате ультрасонографии венозного русла нижних конечностей у спортсменов, можно сделать следующие выводы:

1. Среднее значение диаметра большой подкожной вены у спортсменов, чей вид спорта связан с длительной ортостатической нагрузкой, больше, чем у спортсменов, чей вид спорта такой нагрузкой не характеризуется.

2. Увеличение рефлюкс-индекса по подколенной вене у спортсменов всех исследуемых групп свидетельствует о том, что в результате гиподинамии при длительном авиаперелёте или переезде на автобусе происходит депонирование крови в венозных синусах мышц голени. Поскольку поверхностная венозная сеть не выполняет роль емкостных сосудов, то сброс крови по глубоким и поверхностным венозным сосудам после длительной гиподинамии вызывает «физиологическую» декомпенсацию венозного кровообращения. Изначальное изменение со стороны клапанного аппарата вен нижних конечностей может способствовать прогрессированию у них венозной недостаточности.

Нами разработана схема профилактики венозной недостаточности нижних конечностей для спортсменов, которые на определённых этапах тренировочного и соревновательного цикла выполняют длительные (более шести часов) авиаперелёты или переезды на автобусе.

1. Разминку мышц нижних конечностей через каждые два часа нахождения в пути: ходьба 2-3 минуты (при невозможности - ручной массаж мышц голени в течение 2-3 минут), подтягивание ног, согнутых в коленных суставах, к животу в положении сидя, перекатывание с пятки на носок в положении стоя; всё упражнения необходимо выполнять не менее 20 раз. При невозможности ходьбы данные упражнения необходимо выполнять каждые два часа по 20-30 раз;

2. Употребление разбавленных фруктовых соков и негазированной минеральной воды в количестве одного литра в течение каждых 4-6 часов полёта для профилактики дегидратации организма. В качестве адекватной замены минеральной воды возможно употребление препарата МАГНЕ-В6 из расчёта по одной таблетке каждые 6 часов, начиная с дня перелёта или переезда, при условии приёма препарата не менее суток при обязательном употреблении жидкости не менее 1 литра в течение каждых 6 часов передвижения.

3. Использование во время всего перелёта или переезда эластического компрессионного трикотажа в виде гольф (профилактического или лечебного 1 класса).

4. Во время перелёта или переезда следует держать ноги выпрямленными, воздерживаясь от их сгибания в коленных суставах.

Изучение эффективности разработанной схемы профилактики венозной недостаточности нижних конечностей у спортсменов, совершающих длительный авиаперелёт или переезд на автобусе.

Были исследованы гемореологические показатели, а также объективные и субъективные признаки венозной недостаточности нижних конечностей у спортсменов, занимающихся различными видами спорта, которые в течение длительного авиаперелёта или переезда на автобусе использовали разработанный нами комплекс мероприятий, направленных на профилактику венозной недостаточности нижних конечностей. По сравнению с исходным уровнем исследуемых показателей их значения после длительного переезда статистически достоверно не изменялись. В то же время ранее нами было показано, что у спортсменов этих же видов спорта, не использовавших комплекс профилактических мероприятий, после длительного переезда на автобусе показатели, характеризующие систему свёртывания крови, - ПВ, ТВ и время свёртывания крови, достоверно уменьшались.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что использование разработанного нами комплекса профилактических мероприятий у спортсменов различных видов спорта (с различной степенью выраженности ортостатической нагрузки) при длительных авиаперелётах или переездах на автобусе способствует снижению активизации процесса свёртывания крови, которая наблюдалась у спортсменов тех же видов спорта, не использовавших профилактические мероприятия, и тем самым снижает риск тромбообразования.

Сопоставление количества спортсменов с выявленными субъективными признаками венозной недостаточности нижних конечностей после длительного переезда или авиаперелёта среди спортсменов одного и того же вида спорта, использовавших разработанный нами комплекс профилактических мероприятий и не использовавших его, показало, что после переезда на автобусе в группе спортсменов, использовавших комплекс профилактических мероприятий: в 4,7 раза снизилось число случаев гиперестезии кожных покровов нижних конечностей, в 4 раза – число случаев ночных судорог крупных мышц нижних конечностей, и в 5 раз – случаев симптома «тесной обуви».

Кроме того, следует отметить уменьшение общего количества выявленных субъективных признаков венозной недостаточности нижних конечностей за счёт отсутствия линейных болей по ходу крупных венозных стволов и в области телеангиоэктазий.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что использование разработанного нами комплекса профилактических мероприятий у спортсменов различных видов спорта при длительных авиаперелётах или переездах на автобусе является эффективным средством для венозной недостаточности нижних конечностей и уменьшению риска тромбообразования.

1. Длительные авиаперелёты или переезды спортсменов на автобусе, характеризующиеся состоянием гиподинамии, способствуют нарушению венозного кровообращения нижних конечностей, которое проявляется клинической симптоматикой различной степени выраженности.

2. У спортсменов, чей вид спорта характеризуется длительной ортостатической нагрузкой, после соревнований, а также после длительного авиаперелёта или переезда на автобусе, выявлены более выраженные изменения гемореологических показателей крови, чем у спортсменов, чей вид спорта не связан с ортостатической нагрузкой.

3. У спортсменов, чей вид спорта характеризуется длительной ортостатической нагрузкой, отмечена более высокая частота патологических изменений со стороны клапанного аппарата венозной системы нижних конечностей, чем у спортсменов, чей вид спорта не связан с ортостатической нагрузкой.

4. Нарушение венозного кровообращения нижних конечностей, возникающее вследствие длительного авиаперелёта или переезда на автобусе, является потенциальной причиной снижения работоспособности спортсменов.

5. Использование разработанного комплекса профилактических мероприятий для спортсменов высших категорий, совершающих длительные авиаперелёты или переезды на автобусе, позволяет достоверно снизить вероятность возникновения нарушений венозного кровообращения нижних конечностей, а также связанные с ними тромбоэмболические осложнения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Разработанный нами комплекс профилактических мероприятий включает:

1. Разминку мышц нижних конечностей через каждые два часа нахождения в пути: ходьба 2-3 минуты (при невозможности - ручной массаж мышц голени в течение 2-3 минут), подтягивание ног, согнутых в коленных суставах, к животу в положении сидя, перекатывание с пятки на носок в положении стоя; всё упражнения необходимо выполнять не менее 20 раз. При невозможности ходьбы данные упражнения необходимо выполнять каждые два часа по 20-30 раз;

2. Употребление разбавленных фруктовых соков и негазированной минеральной воды в количестве одного литра в течение каждых 4-6 часов полёта для профилактики дегидратации организма. В качестве адекватной замены минеральной воды возможно употребление препарата МАГНЕ-В6 из расчёта по одной таблетке каждые 6 часов, начиная с дня перелёта или переезда, при условии употребления препарата не менее суток при обязательном употреблении жидкости не менее 1 литра в течение каждых 6 часов передвижения.

3. Использование во время всего перелёта или переезда эластического компрессионного трикотажа в виде гольф (профилактического или лечебного 1 класса).

4. Во время перелёта или переезда следует держать ноги выпрямленными, воздерживаясь от их сгибания в коленных суставах.

 

Работа выполнена в центре спортивной медицины ВНИИФК (Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта).

2004 год, Москва

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.